2


         Стремясь идейно разоружить народ, буржуазные теоретики клеветали на освободительное движение, на лучшие революционные традиции русского народа. Они проповедовали классовый мир, призывали к уходу от общественной деятельности в личную жизнь. Их девизом стали слова: «Да скроется солнце, да здравствует тьма!» Один из модных литературных героев того времени выразил эти настроения следующими словами: «Если нашими фонариками не можем осветить всю тьму, так погасим же огонь и все полезем во тьму». Массовыми тиражами выходили книги, содержавшие, как отмечал Ленин, «сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демократию»
         Проповедь индивидуализма, эгоизма, открытого предательства и измены делу борьбы за свободу имела целью отвлечь народ от борьбы, помешать новому взрыву революции.
         В литературе и искусстве возникли различные формалистические направления, которые возрождали реакционную теорию «искусства для искусства». Представители этих направлений отказывались от постановки острых общественных вопросов, от служения своему народу. Они уходили от жизни с ее борьбой и тревогами в смакование личных переживаний. Характерным для всех этих течений явился формализм, т. е. отрыв формы художественного произведения от его содержания. Форма становится самоцелью. Внешняя красивость и всевозможные формалистические выверты прикрывали пустоту содержания, идейную убогость многих произведений. Часто под внешним новаторством скрывалось глубоко реакционное содержание.